Общество

Создатели «Авеля» обещают премьерой в Каннах вернуть деньги в госбюджет и снять фильм с Рутгером Хауэром

24.02.2015, 16:53 2244

Локомотив белорусского кино, конспирологический боевик «Авель» (во всяком случае, Минкульт возлагал надежды на мировой прорыв именно на эту ленту) буксует. После постоянных переносов премьеры «Авеля», переименованного для мирового проката в «Мы, братья», среди близких к кинопроизводству персон поползли слухи об украденном бюджете и провале фильма еще до проката.

Скандал обрастал подробностями: бюджет в 20 миллиардов рублей (около 2 миллионов долларов) якобы остался в США вместе с генпродюсером компании Nonstop Media Сергеем Ждановичем. Напомним, режиссером фильма является американский гражданин, эмигрант из СССР, экс каскадер Уильям Девиталь, главной звездой — голливудский актер Эрик Робертс.

Фильм еще до проката вызвал много негатива на родине: во-первых, на «Авель» ушел годовой государственный бюджет на все кинопроизводство «Беларусьфильма», во-вторых, явные аллюзии на разгон демонстрации 19 декабря 2010 года, при постоянном отрицании создателями фильма политических параллелей, не прибавили Ждановичу и компании симпатий в Беларуси.

Кроме того, год назад Сергей Жданович заявил RFI о премьере фильма на кинофестивале «Лістапад-2014» в ноябре прошлого года, но зрители так и не увидели самую ожидаемую премьеру года.

Корреспондент RFI нашел Сергея Ждановича в Минске, а не в США, генпродюсер рассказал о бюджетных сложностях (он рассчитывает на возврат денег после успешного проката) и пригласил RFI на премьеру фильма в Каннах.

Жданович объясняет негатив вокруг фильма его пионерской миссией — вывести белорусское кино к мировым фестивальным наградам. Тем более что «Оскара» за лучший иностранный фильм получила лента из соседней с Беларусью Польши.

Сергей Жданович: Тема, видимо, интересна многим, и она обсуждается в кулуарах. Проект — нашумевший. Конечно же, его как-то подогревают той или иной информацией. Меня можно воспринимать хорошо, плохо, но у меня только один ответ, и у нашей компании, у нашей группы — экран все покажет.

Премьера в Каннах — с существенной оговоркой. А дополнительные средства на постпродакшн в США Жданович, по его словам, получил под залог своей квартиры и офиса.

Сергей Жданович: Премьера англоязычной версии состоится в рамках Каннского кинофестиваля, но это будет в рамках маркета, подчеркиваю. Там будет скрининг-просмотр, куда будут приглашены дистрибьюторы, уже сейчас ведется работа. Где будет пресса, будут мировые издания уровня The Hollywood Reporter. Это будет первый премьерный показ

Бюджет фильма — 20 миллиардов белорусских рублей. Ни одной копейки свыше компания Nonstop Media и я лично не брали, не планировали брать и брать не будем. Поэтому для заказчика — Министерства культуры Республики Беларусь — бюджет остался и останется прежним. Те дополнительные ресурсы, которые я, как продюсер, привлек — это мои личные риски, если хотите, это мое личное решение и понимание, для чего я это делаю. Не секрет, что сделать постпродакшн в Америке — дорогого стоит. Опять-таки, напомню о том, что фильм в каком-то смысле пионер. Мы — первопроходцы. К сожалению, мы можем где-то ошибаться или (может –ред.) пойти что-то не так, как говорится в крылатых фразах (после того, как массовке в фильме в сцене акции протеста указали вместо оппозиционных лозунгов кричать «Что-то не так!» хэштег #чтотонетак стал топовым в Байнете - RFI). Тем не менее, мы идем своим путем. Задача — сделать проект действительно достойным и смотрибельным. Хотя это сложная задача. В апреле мы планируем сделать закрытый показ для нашего заказчика.

Белорусский киноаналитик, культуролог Максим Жбанков считает, что Минкульт ставит не на ту карту по выводу отечественного кино на мировую арену. «В случае «Авеля» - это загадочная, непрозрачная коллаборация с внешними партнерами. Во всех случаях коллаборации до «Авеля» речь шла о техническом содействии белорусов, о роли младшего партнера. Тут же мы видим неясные юридические договоренности, странные финансовые схемы и весьма сомнительный итог», - отмечает Жбанков.

Максим Жбанков: Качество продукции оказывается несущественным, потому что мы не видим продукта, мы видим громкие обещания его создателей и видим деньги, потраченные непонятно на что. Мы продаем изначально вторичную, некачественную, второсортную продукцию. Просто повод, чтобы освоить деньги. Насколько я знаю, были уже предварительные просмотры «первичной сборки» этого фильма — без спецэффектов, без хорошего звука, общие оценки — удручающие. И отставка г-на Сильвановича, с заявлением о которой он обратился буквально совсем недавно (генеральный директор национальной киностудии «Беларусьфильм» Олег Сильванович подал заявление об увольнении в первой декаде февраля, Минкульт пока не удовлетворил его просьбу — RFI), это подтверждение того, что дела очень плохи. То есть белорусский кинематограф как государственная система тяжело болен, и куда ни переводи эти деньги, кого ни приглашай в соавторы и коллаборанты — все равно системного глубинного кризиса это вылечить не способно.

Еще не представив «Мы, братья» белорусскому зрителю, команда «Авеля» заявляет о новом блокбастере на традиционные для Беларуси военные мотивы. Одной из центральных фигур Сергей Жданович видит еще одну голливудскую звезду прежних лет — Рутгера Хауэра.

Сергей Жданович: Я хочу сказать, что сегодня первый съемочный день. Режиссер фильма — Уильям ДеВиталь, он прилетел из Америки опять. В одной из главных ролей снимется Рутгер Хауэр. Даст Бог, все будет хорошо. Подчеркиваю, это жизнь... Но мы встречались уже неоднократно в Америке, в Лос-Анджелесе, вели переговоры с агентом, лично с Рутгером. Поэтому не вижу причин, чтобы это не состоялось.

«Ставка на звезд уже не первого эшелона вряд ли себя оправдает», - отмечает Максим Жбанков и предлагает ключевые точки реформ, которые, на его взгляд, действительно могут качественно изменить белорусское кино.

Максим Жбанков: Первое, это создание системы малых киностудий, киноструктур. Попытки такие, кстати, уже были в Беларуси в начале 90-х, пока они не были задушены экономически. Второе, это радикальная децентрализация кинообразования, к нам сейчас в кинематограф приходят люди, образование которых и видение кинематографа которыми осталось где-то на уровне 80-х. Третье. До сих пор нет эффективной заинтересованности приватных инвесторов в кинематографе. А государство с его остаточным финансированием культуры не может монопольно финансировать кинематограф. И значит, нужно создать условия для прихода туда частного капитала. Пока все те директивы и постановления, которые за последние годы были приняты, остаются на уровне деклараций, то инвесторов можно понять: юридически они не имеют реальных условий для вкладывания денег, концептуально они не видят то, за что стоило бы платить.

При этом, по словам кинокритика, творческих идей у белорусов имеется в избытке. «Последний фестиваль короткометражек, снятых на смартфоны, показал очень мощный креативный потенциал молодого поколения, который пробивается независимо от всех усилий «Беларусьфильма» и Академии киноискусств», - подчеркнул Максим Жбанков.

Геннадий ШарипкинRFI

Опрос

Как Лукашенко может сбить волну протестов?
Никакой волны нет
7%
«Закрутить гайки» еще больше
7%
Отменить «декрет о тунеядцах»
7%
Начать общенациональный «круглый стол»
5%
Уволить правительство
2%
Лукашенко сам должен уйти в отставку
34%
Эту власть уже ничего не спасет
37%
Всего голосов: 641

Популярные рубрики

акция солидарности

Мы в социальных сетях